вторник, 4 августа 2015 г.

Куда пойти учиться: обзор образовательных интернет-сервисов

Интерес к подобного рода сервисам у нас возник не случайно — он обусловлен несколькими причинами, главной из которых является неуёмное и усиливающееся с каждым годом стремление государственных реформаторов перевести всё и вся на коммерческие рельсы, в том числе святая святых — образование. Достаточно вспомнить нашумевший законопроект № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», допускающий перевод части госучреждений на самообеспечение в целях экономии государственного и местных бюджетов. Под прицел попали школы, вузы, больницы и музеи, которым было предложено изыскивать средства к существованию самостоятельно — частично или полностью, предоставляя населению платные услуги. Несмотря на шквал критики со стороны представителей экспертного и академического сообщества, средств массовой информации и общественности, вызвавший много споров федеральный закон, пусть и с некоторыми поправками, был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и в мае 2010 года подписан тогдашним Президентом России Дмитрием Медведевым. Глава государства заверил тогда, что никакого перехода к платному образованию не предполагается, ничего подобного из утверждённого им закона не вытекает, и остаются действовать прежние нормы предоставления образовательных услуг.
Подписанный Дмитрием Анатольевичем документ стал следствием наметившейся в стране коммерциализации системы образования и создал благодатную почву для дальнейших изысканий чиновников, на фоне экономического кризиса загоревшихся идеей сокращений бюджета в образовательной сфере. Согласно представленным СМИ сведениям, Правительство РФ без широкой огласки уже прорабатывает поправки в федеральной закон «Об образовании», которые предписывают резкое сокращение числа бюджетных мест в высших учебных заведениях. Предполагается, что на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет должно приходиться всего 800 (!) бюджетных мест в вузах. Забавная арифметика, не правда ли? Не удивительно, что с такими реформами в скором времени в России образование станет уделом избранных, даже несмотря нарадужные заявления главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, что никакой угрозы в этом плане нет. Слова министра звучат обнадеживающе, но почему-то нынешние реалии, а уж тем более — перспективы, отражают совсем иную, лишённую ярких красок картину.
В числе прочих причин, побудивших нас сфокусировать внимание на образовательных интернет-сервисах, отметим прогрессивное развитие последних как в техническом, так и в содержательном плане. За последние пять лет современные технологии буквально перевернули онлайн-образование с ног на голову и вывели системы электронного дистанционного образования на качественно иной уровень, в ряде аспектов соперничающий с традиционными формами обучения. О качественных изменениях свидетельствуют внушительные базы курсов, охватывающих сферу естественных, гуманитарных и технических наук, активное сотрудничество высших учебных заведений с крупнейшими образовательными веб-площадками, а также развитые возможности коллективной работы студентов и преподавателей, в том числе посредством мобильных устройств. Немаловажной особенностью таких ресурсов является отсутствие географических границ, что позволяет получать знания и навыки всем без исключения заинтересованным пользователям глобальной сети, проживающим в других странах, на удалённых и труднодоступных территориях. Именно для таких инициативных, умеющих рассчитывать свои силы, возможности и способности, стремящихся к самореализации и личностному развитию людей предназначены перечисленные ниже образовательные площадки.
Образовательный проект, главными целями которого являются свободное распространение знаний во Всемирной сети и предоставление услуг дистанционного обучения. На сайте образовательной площадки представлены в бесплатном доступе 600 учебных курсов по тематикам компьютерных наук, информационных технологий, математике, физике, экономике, менеджменту и другим областям современных знаний. Видеотека интернет-университета «ИНТУИТ» насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов учёных, записанных в сотрудничестве с ведущими российскими учебными заведениями. Для проверки полученных знаний на прочность предусмотрено более полусотни сертификационных экзаменов.
Зарегистрированные на сайте «ИНТУИТ» пользователи могут задавать вопросы, получать ответы и профессиональную помощь от других участников проекта, а также контролировать собственные успехи в учёбе и помогать другим получать новые знания. Отличительной особенностью сервиса является возможность формирования виртуальных академий, в рамках которых можно создавать учебные группы, набирать в них студентов и проводить коллективные занятия. В настоящий момент на сайте действуют академии Intel, Cisco Systems, Parallels, Acronis и многих других именитых IT-компаний. Немало представлено и виртуальных учебных заведений гуманитарной направленности.
Предоставляются в интернет-университете «ИНТУИТ» и платные услуги, позволяющие столь крупному проекту удерживаться на плаву. На коммерческих условиях пользователям дается возможность получить высшее или второе высшее образование, пройти профессиональную переподготовку или курсы и обзавестись дипломом, сертификатами и прочими официальными документами об успешном завершении учебных программ. Для удобства обучения предусмотрены бесплатные мобильные приложения «ИНТУИТ», доступные для портативных устройств под управлением операционных систем Windows Phone, iOS и Android. Упоминания заслуживает также тот факт, что проект неоднократно отмечался наградами региональных и общенациональных конкурсов, в том числе и национальной «Премией Рунета».
Российская образовательная площадка, активно сотрудничающая с ведущими вузами страны и предоставляющая бесплатный доступ к почти сотне различных курсов и лекций от 30 университетов страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и других). На сайте представлены мотивационные (ранние профориентационные) курсы для школьников 7–11 классов; курсы дополнительного образования, предназначенные для повышения квалификации или переподготовки специалистов в различных областях; просветительские и информационные курсы для широкой аудитории. «Универсариум» охватывает такие темы, как культуроведение, филология, физика, робототехника, кибернетика, программирование, рисование, педагогика, журналистика, история и многие другие. Обучение построено по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса. Общая длительность курса (время изучения) составляет 7-10 недель в зависимости от насыщенности и сложности программы. Каждый модуль включает в себя видеолекцию, самостоятельную работу, домашнее задание и тестирование, по результатам которого студенту выдаётся соответствующий сертификат.
По заверениям кураторов проекта, в настоящий момент на сайте «Универсариум» зарегистрировано свыше 400 тысяч студентов, использующих для обучения как веб-портал, так и мобильные приложения для iOS и Android, позволяющие грызть гранит науки в любое время и в любом месте, будь то дорога на работу или обеденный перерыв, отдых на пляже или прогулка в парке с коляской. Почти четверть слушателей — это граждане других государств (Республика Беларусь, Казахстан, Украина и так далее). Такая обширная география образовательной площадки свидетельствует об актуальности подобного рода ресурсов в сетевой среде.
Один из крупнейших международных проектов в сфере дистанционного образования, основанный профессорами Стэндфордского университета Эндрю Ыном (Andrew Ng) и Дафной Келлер (Daphne Koller) в 2012 году. Coursera предоставляет участникам возможность бесплатного доступа к образовательным курсам лучших учебных заведений мира. В настоящее время в программе участвуют представители более ста университетов, в списке которых фигурируют и российские вузы — Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет. Столь широкий охват академического сообщества позволил создателям проекта предложить пользователям внушительный набор курсов самой различной тематической направленности, начиная от точных наук с информационными технологиями и заканчивая общественными науками, будь то юриспруденция, экономика и педагогика. Для успешного прохождения курсов студентам необходимо прослушать видеолекции с субтитрами, изучить текстовые конспекты, в течение определённого периода времени выполнить домашние задания, а затем подтвердить полученные знания на итоговом экзамене. Продолжительность каждого курса варьируется в зависимости от его сложности и составляет от 4 недель и более. Вместо компьютера для работы с учебными материалами можно использовать мобильные Android- и iOS-гаджеты, для которых предусмотрены соответствующие приложения.
Число слушателей Coursera перевалило за 10 миллионов человек, при этом сегмент русскоязычной аудитории (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан) является одним из самых быстрорастущих. Именно по этой причине создатели ресурса уделяют большое внимание не только русификации пользовательского интерфейса площадки, но и переводу образовательного контента на русский язык. Для решения последней задачи кураторы сайта совместно с компанией ABBYY Language Services запустили проект «Переведем Coursera», в рамках которого усилиями волонтеров осуществляется перевод учебных материалов. Дело это, вне всякого сомнения, нужное и полезное. К тому же такая общественная инициатива выгодно отличает Coursera от остальных международных проектов в сфере массового онлайн-образования и делает лучшие мировые образовательные практики доступными для самого широкого круга людей в России.
Ещё одна развиваемая энтузиастами международная образовательная веб-площадка, предлагающая учебные материалы на разных языках включая русский. Русскоязычный раздел Академии Хана, расположенный по адресуru.khanacademy.org, содержит внушительный архив видеолекций по истории, химии, экономике, физике, математике, биологии, астрологии, медицине, правоведению и прочим дисциплинам. Все материалы представлены в открытом доступе, и для их просмотра нет необходимости заводить учётную запись на сайте проекта. Зарегистрированные пользователи могут контролировать процесс обучения, проверять полученные знания посредством тестовых заданий, контактировать с преподавателями, объединяться в учебные группы (классы) по интересам и зарабатывать баллы для повышения своего статуса в Khan Academy.
Просветительский проект, развивающий сразу два направления дистанционного обучения — архив видеолекций и онлайновые курсы. В активе «Лекториума» — более 3 тысяч лекций по 55 предметам и 14 курсов. Площадка охватывает такие области знаний, как архитектура, география, искусство, лингвистика, литературоведение, музыка, менеджмент, политология, социология и многие другие, на затеряться в обилии которых помогает встроенная система поиска интересуемых предметов. Все лекции представлены в свободном доступе, для участия в образовательных курсах необходима регистрация на сайте. Продолжительность занятий в «Лекториуме» составляет несколько недель. Еженедельно материалы по следующей теме курса, разбитые на короткие блоки, становятся доступными для изучения. Во время обучения есть возможность общаться с преподавателями и другими слушателями курса на форуме. В курсе предусмотрены проверочные задания, с помощью которых педагоги проверяют усвоение материала. Задания имеют строгие сроки выполнения — всё как в настоящих учебных заведениях.
С «Лекториумом» сотрудничают Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Омский государственный технический университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, а также многие другие российские вузы. Кроме того, на сайте проекта действует программа поддержки академического образования и науки «Медиагранты», в рамках которой «Лекториум» на конкурсной основе бесплатно записывает видеолекции и конференции. Все материалы по медиагрантам затем публикуются в открытом доступе. Чтобы принять участие в программе, необходимо подать заявку в свободной форме на сайте проекта.
Проект студентов, аспирантов, выпускников и сотрудников Московского физико-технического института, направленный на сохранение творческого наследия лекторов вуза и предоставление свободного доступа к материалам курсов МФТИ пользователям со всего мира. В настоящий момент на площадке представлены более 40 курсов, включающих около 1000 академических лекций, отснятых с помощью двух камер и смонтированных для максимально комфортного и эффективного восприятия информации. Более половины курсов разбиты на смысловые фрагменты, треть имеет конспект, а некоторые — полный комплект дополнительных материалов. Помимо этого, кураторами проекта записаны на видео сотни часов семинаров, конференций и встреч с интересными людьми. Для удобства работы с архивом лекций предусмотрена разбивка по категориям и лекторам, есть поиск и мобильные приложения для iOS и Android.
Проделанная создателями интернет-лектория МФТИ заслуживает глубокого уважения. Тем не менее коллектив ресурса не намерен останавливаться на достигнутом. На базе образовательной площадки планируется создание видеолекций основных курсов институтского цикла, в первую очередь курсов кафедры высшей математики. Все курсы будут снабжены полным комплектом дополнительных материалов, таких как программы курсов, рекомендованная литература, методические пособия с кафедры, экзаменационные задачи с решениями, разбиение лекций на секции, конспекты, личные наработки преподавателей. Отдельное внимание авторы сайта намерены уделить формированию узкоспециализированных курсов действующих учёных.
Некоммерческий просветительский проект, посвящённый гуманитарному образованию. В основе Arzamas лежат еженедельно пополняемые курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке. Учебный контент на сайте представлен в формате коротких видеолекций, прочитанных учёными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и длинных статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами — всего, что может помочь учащемуся полнее раскрыть тему. Немаловажной особенностью проекта является возможность свободного скачивания образовательных материалов — лекций, курсов и конспектов — для последующей работы с ними без подключения к сети.
«КиберЛенинка» — это научная электронная библиотека открытого доступа, основными задачами которой являются популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки. Ресурс построен на основе парадигмы открытой науки (Open Science) и сотрудничает с изданиями Российской академии наук, Минздрава, ведущих федеральных и национальных университетов. Стратегическими партнёрами проекта являются Российская государственная библиотека и Государственная публичная научно-техническая библиотека России.
Библиотека CyberLeninka комплектуется научными статьями, публикуемыми в журналах РФ и ближнего зарубежья, в том числе в изданиях, включённых в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. Все материалы, коих насчитывается более 620 тысяч, адаптированы для чтения с экранов какперсональных компьютеров и ноутбуков, так и портативных устройств. Поддерживается экспорт статей в открытые международные репозитории научной информации Google Scholar, OCLC WorldCat, ROAR, BASE, OpenAIRE, RePEc, «Соционет» и другие по протоколу OAI-PMH. «КиберЛенинка» входит в Топ-50 мировых электронных хранилищ научных публикаций по данным Webometrics: The Ranking Web of Repositories и является лауреатом «Премии Рунета — 2014» в номинации «Наука и образование».
Образовательный портал, на котором собрана коллекция уроков по основным предметам школьной программы — постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Сейчас на сайте собраны все учебные занятия естественно-научного цикла для 1-11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам. Всего — около 4300 уроков. С помощью проекта InternetUrok.ru каждый ученик может разобраться в трудной теме, повторить пройденный материал или самостоятельно изучить пропущенный в школе урок. Для педагогов на сайте площадки представлены полезные видеолекции, затрагивающие такие актуальные темы, как детская психология и здоровье ребёнка с советами специалистов. Доступны мобильные клиентские приложения для Android и iOS. Для полноценной работы с учебными материалами, оперативного взаимодействия с аудиторией, прохождения тестовых заданий и просмотра расписания занятий необходима регистрация в системе.
С января 2015 года в рамках проекта InternetUrok.ru запущен репетиторский центр онлайн-подготовки к Единому государственному экзамену, который позволяет бесплатно (правда, с определёнными ограничениями) проверить уровень освоения стандартной школьной программы и готовности к сдаче ЕГЭ, полемика вокруг которого не утихает с момента его введения в 2001 году. Успеваемость ученика в курсе подготовки к ЕГЭ оценивается в баллах и отражается в его журнале. За каждый урок учащийся может получить 100 баллов: за просмотр видео, занятия на тренажёрах, выполнение домашних заданий и так далее. Чтобы перейти к следующему занятию, ученик должен набрать определённое количество баллов за текущий урок. Если этого не произошло, то ему придётся повторно выполнить задания и потренироваться на тренажёрах. При этом условия задач при повторном прохождении будут другими. Кроме того, перед началом занятий каждый ученик направляется на первичное тестирование для определения уровня знаний, а затем проходит несколько промежуточных точек контроля, которые позволяют оценить эффективность занятий. В конце курса школьнику предлагается итоговое тестирование.
Проект фонда «Викимедиа», позиционирующий себя как новая форма интерактивного образования и ведения открытых научных проектов. «Викиверситет» направлен на содействие открытию и распространению знаний естественным путём: помогая людям учиться и делиться образовательными материалами на разных языках, в том числе русском. На данный момент в проекте опубликовано более 5000 статей по гуманитарным, общественным, техническим, точным, прикладным и междисциплинарным наукам. Затронута также школьная программа. По сути, ресурс представляет собой библиотеку образовательных материалов, которая вполне может сгодиться для самостоятельного обучения, получения новых знаний и расширения кругозора.
#В качестве заключения
Настоящая статья не претендует на полноту освещения такой обширной темы, как обзор образовательных интернет-сервисов. Именно по этой причине мы приглашаем читателей 3DNews принять участие в обсуждении материала и поделиться в комментариях ссылками на заслуживающие внимание ресурсы для дистанционного обучения, главными критериями которых являются открытость учебных материалов и их доступность для русскоязычной аудитории. Уверены, что сообща нам удастся собрать добротную коллекцию таких сайтов.
И последнее. Хочется искренне надеяться, что набирающая в последние годы обороты тенденция «хочешь получить образование — плати» не станет нормой жизни для подавляющего большинства россиян. О незначительных, но позитивных сдвигах в данном направлении свидетельствует недавнее совещание Министерства образования и науки Российской Федерации, в ходе которого было принято решение о национальной платформе открытого образования, в создании которой примут участие восемь ведущих университетов: МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО и УрФУ. В ближайшие три года каждый из них вложит в развитие открытого онлайн-обучения не менее 50 млн рублей. Предполагается, что первые интернет-курсы начнут действовать уже 1 сентября 2015 года. Это оптимистичная новость, которая свидетельствует о востребованности современных форм образования в стране и сетевого взаимодействия между университетами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий