Китайская компания Qoros пока не представлена в
России, но о ней нередко говорят. Подход этой компании существенно
отличается от всего, к чему мы привыкли. Обычно автомобильные
производители из Поднебесной стремятся выпустить на рынок доступную
модель, главным — и порой единственным — козырем которой будет цена.
Зачастую в жертву ей приходится приносить безопасность, надежность и
качество. Но только не в случае с Qoros. К примеру, ее первый седан Qoros 3 смог завоевать пятизвездочный рейтинг EuroNCAP. В конце прошлого года молодой бренд подготовил кроссовер Qoros 3 City SUV, а теперь на арену выходит его старший брат Qoros 5 SUV.
Бренд Qoros появился как совместный проект Chery Automobile, крупнейшего независимого автопроизводителя КНР, и израильской холдинговой компании Israel Corporation. Они изначально решили ориентироваться на качественные и безопасные автомобили. Еще одной традиционной проблемой китайской автомобильной промышленности является вторичный дизайн, но предыдущие модели Qoros не подкачали и здесь: они обладали достаточно консервативной внешностью, в которой при этом не использовалось явное копирование. Qoros 5 SUV выполнен в том же духе: принадлежность кроссовера выдают сдержанные линии кузова, характерная форма бокового остекления и задние фонари. А вот передком он почему-то напоминает Range Rover Evoque. Возможно, это всего лишь совпадение, ведь владельцы бренда так хотели избежать явного заимствования.
Qoros 5 SUV получит тот же мотор, что уже устанавливается в Qoros 3 City SUV. Это 1,6-литровый бензиновый агрегат, оснащенный турбокомпрессором. Его максимальная мощность составляет 156 лошадиных сил. Скорее всего, новому кроссоверу также достанется шестиступенчатый «робот» собственного производства. Можно вспомнить, что такой же тандем разгонял Qoros 3 City SUV с 0 до 100 км/ч за 10,8 секунды. Очевидно, из-за больших размеров и массы (точные параметры пока держатся в секрете) Qoros 5 SUV будет немного медлительнее.
Более точные характеристики Qoros 5 SUV должны быть озвучены на автосалоне в Гуанчжоу, который откроется 20 ноября.
Пока бренд Qoros не представлен в России, хотя другие китайские компании достаточно активно осваивают наш автомобильный рынок. Конкуренцию им долгое время составляли автомобили Daewoo, однако в связи с кризисом многое изменилось. Спрос падал и в 2014 году, а в 2015-м продажи просядут как минимум на треть. Одним из аутсайдеров оказался концерн General Motors, который решил практически полностью закрыть свой бизнес в нашей стране: в марте было объявлено, что марки Chevrolet и Opel уходят из России. И хотя Daewoo давно является частью GM, эта марка не стала покидать нашу страну. Однако она оказалась в очень невыгодном положении: большинство бюджетных машин выпускается в нашей стране, что позволило немного смягчить колебание курса рубля в 2014 году. А вот завозимые из Узбекистана легковушки Daewoo локализацией похвастаться не могли, и из-за этого они подорожали не на 15-30 процентов, а сразу на 60. Разумеется, их продажи встали. Теперь компания решила существенно изменить стратегию: отныне продукция завода GM Uzbekistan будет доступна у нас под новым брендом Ravon, причем это коснется не только бывших автомобилей Daewoo, но и некоторых недорогих моделей Chevrolet, выпускаемых в Узбекистане.
Пока до конца неясно, что же означает новое имя. С одной стороны, Ravon предлагается раскрывать как Reliable Active Vehicle ON Road — «надежный активный автомобиль на дороге». При этом есть узбекское слово «равóн», которое означает «легкий путь». Бренд уже начал поставлять в Россию модели Ravon Gentra и Ravon Matiz, которые ничем не отличаются от одноименных автомобилей Daewoo (Gentra является помесью седана и хетчбэка Chevrolet Lacetti, а Daewoo Matiz продается у нас с незапамятных времен).
Чуть позже к нам станут завозить Ravon Nexia R3. Это вовсе не старушка Daewoo Nexia, которая была перелицованным Opel Kadett E из 80-х, а слегка обновленный седан Chevrolet Aveo образца 2004 года. В 2016 году должны начаться поставки Ravon R2 и Ravon R4. Первый окажется братом-близнецом Chevrolet Spark, второй — клоном Chevrolet Cobalt.
Начальная цена Ravon Matiz составляет 314 000 рублей, Ravon Gentra — 439 000 рублей. На прошлой неделе также была объявлена стоимость Ravon Nexia R3: машина будет продаваться за 379 000 рублей. Автомобиль будет поставляться с полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 107 лошадиных сил и пятиступенчатой механической трансмиссией. Базовая комплектация Ravon Nexia R3 получилась несколько странной: тут уже есть электронные системы ABS и ESP, комплекс «ЭРА-ГЛОНАСС», подушка безопасности водителя, бортовой компьютер, аудиосистема с двумя динамиками и USB-портом, противотуманки и даже система слежения за давлением в шинах. При этом самая доступная Nexia R3 лишена электростеклоподъемников, кондиционера и даже центрального электрозамка.
Ravon Nexia R3 будет предлагаться также с шестиступенчатой
автоматической трансмиссией. Цены на такой седан будут начинаться от 479
000 рублей, причем этот вариант уже оснащен кондиционером и
электростеклоподъемниками. Продажи новой «Нексии» начнутся первого
апреля 2016 года.
С учетом кризиса трудно прогнозировать успех бренда Ravon. С одной стороны, это одни из самых дешевых автомобилей на рынке. С другой — сейчас падают продажи почти у всех компаний. Возможно, стоит выпустить на рынок еще более дешевый автомобиль? На прошлой неделе как раз поступила информация на этот счет. Теперь российский рынок заинтересовал индийскую компанию Bajaj Auto, которая будет работать через дилера — компанию East West Motors. Заманивать покупателя они планируют одним из самых дешевых в мире автомобилей — Bajaj Qute.
В конце 2000-х было много разговоров об индийской малолитражке Tata Nano — на текущий момент ее базовая цена в Индии составляет примерно 214 тысяч рупий, или около 3 300 долларов. Но Bajaj Qute еще дешевле: Bajaj Auto планировала начать ее экспорт в 16 стран по цене 2 000 долларов — при нынешнем курсе это около 125 тысяч рублей. Однако генеральный директор East West Motors Александр Алексеев в интервью изданию РБК сообщил о совершенно иной сумме — 250 тысяч рублей. Корни подобного ценообразования пока неясны, тем более что технически, согласно ГОСТу, Bajaj Qute является вовсе не автомобилем, а квадроциклом (под это определение попадают четырехколесные транспортные средства со снаряженной массой не более 400 кг, мощностью не выше 20 лошадиных сил и максимальной скоростью не менее 25 км/ч). Помимо прочего, этот факт позволяет сэкономить на сертификации для российского рынка.
Bajaj Qute обладает крошечными размерами. При длине 2752 мм и ширине 1312 мм инженеры каким-то образом смогли уместить в салоне четыре кресла. У машины фактически отсутствует багажник: на его месте находится отсек объемом 44 литра, к которому можно добраться только изнутри — Bajaj Qute лишен задней крышки. Не меньше шокируют технические характеристики: в индийский квадроцикл установлен одноцилиндровый бензиновый моторчик объемом 216 кубических сантиметров. Он выдает 13,5 лошадиной силы и соответствует экологическим нормам Евро-3. Bajaj Qute способен разогнаться лишь до 70 км/ч, хотя с учетом крошечных колес, большой парусности и малой колесной базы вряд ли этой крохе было бы безопасно двигаться с большей скоростью.
По всему выходит, что Bajaj Qute нельзя назвать автомобилем, причем как в техническом плане, так и бытовом. На нем фактически нельзя ездить зимой, ведь он лишен даже печки! Сложно понять, на что рассчитывают Bajaj Auto и East West Motors, заявляя для него такую цену. Не понятно, кто купит Bajaj Qute за 250 000 рублей, когда за 314 000 рублей можно взять тот же Ravon Matiz. Это уже действительно автомобиль, пусть маленький и недорогой. У него есть и багажник, и печка, а в моторе больше одного цилиндра. Поэтому вряд ли есть смысл радоваться появлению в России самого дешевой в мире машины, к тому же по завышенной вдвое цене.
После серии самых доступных автомобилей поговорим о более дорогих новинках. В последнее время конкуренция в сегменте «заряженных» автомобилей премиум-класса существенно обострилась, и в первую очередь это относится к немецкой тройке. Буквально за несколько лет ситуация заметно изменилась сразу в нескольких сегментах: BMW M3/M4 перешли на новый трехлитровый двигатель, а также стали существенно легче и быстрее. То же самое касается Mercedes-AMG C63 с его четырехлитровым мотором. Не менее острая ситуация наблюдается и в более высоком классе. Все началось с того, что новое поколение Audi RS6 Avant благодаря полному приводу и свежему V8 с двойным турбонаддувом смогло вырваться в лидеры. Вскоре после этого была выпущена новая версия Mercedes-Benz E 63 AMG 4MATIC S: впервые AMG-версия E-Класса обзавелась полным приводом. Сегодня даже BMW задумывается об использовании четырех ведущих колес на следующей BMW M5, хотя в настоящее время у баварцев нет симметричного ответа на агрессивную тактику оппонентов. Зато на прошлой неделе в Ингольштадте представили еще более невероятные версии своих автомобилей серии RS: Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance.
В техническом плане Audi RS6 Avant и Audi RS7 Sportback практически идентичны. В них установлен довольно свежий двигатель 4,0 TFSI, который развивает 560 лошадиных сил и 700 Н·м. Для версии performance мощность была увеличена до 605 «лошадок». Крутящий момент остался прежним, однако теперь на короткие промежутки времени он может подниматься до 750 Н·м. Благодаря этому Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance стали немного быстрее: время разгона с 0 до 100 км/ч уменьшилось с 3,9 секунды до 3,7, а спринт 0-200 км/ч стал быстрее сразу на 1,4 секунды (12,1 против 13,5).
В базовом исполнении максимальная скорость обоих автомобилей ограничена на отметке 250 км/ч, однако с опциональным пакетом dynamic package Audi RS6 Avant performance сможет разогнаться до 280 км/ч, а Audi RS7 Sportback performance — и вовсе до 305 км/ч. Среди прочих изменений можно отметить чуть больший размер колес (21 дюйм против 20) и наличие специальной клавиши переключения режимов езды системы drive select: раньше такая была привилегией лишь спорткара Audi R8.
Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance внешне ничем не отличаются от стандартных версий: производитель даже не установил дополнительных логотипов спецсерии. В Германии за приставку performance придется заплатить 7 000 евро. У себя на родине самые быстрые универсалы и лифтбэки станут доступны уже в следующем месяце, а до России они доберутся в начале 2016 года. Для Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance будет доступен тот же набор опций, что и для «стандартных» моделей RS, включая активный задний дифференциал, несколько вариантов подвески и прочие улучшения.
Выяснить надежность автомобилей достаточно сложно. Разгонную динамику, расход топлива и даже пассивную безопасность можно измерить, но предсказать, когда что-либо сломается у конкретно взятой модели, очень непросто. Для этого требуется изучить статистику по всем машинам, а ведь официальные дилеры и производители не торопятся ею делиться. Издание Consumer Reports пользуется иным методом: оно опрашивает владельцев автомобилей в возрасте от одного года до трех лет на предмет поломок и неисправностей. Этот способ можно считать не совсем объективным, ведь кто-то может забыть о мелком ремонте, а другой сам по неопытности сломал тот или иной агрегат. Однако в целом это позволяет хоть как-то ранжировать данные.
В целом лидеры рейтинга надежности Consumer Reports в сравнении с
прошлым годом не изменились. Лучше остальных выступили автомобили Lexus,
Toyota, Audi, Mazda, Subaru, Kia и Buick. Очевидно превосходство
японских марок, к которым по одному присоединились представители
Германии, Южной Кореи и США. Но это не значит, что все бренды из Страны
восходящего солнца являются отличниками. Авторы опроса отметили, что за
последнее время ухудшилась ситуация у Honda и Nissan. Более того, их
премиум-подразделения Acura и Infiniti буквально провалились. Основной
проблемой Nissan и Infiniti стали трансмиссии и мультимедиасистемы.
Аналогичная ситуация у «Хонды». Новые вариаторные трансмиссии,
устанавливаемые на популярные в Америке модели Accord и CR-V, стали
больным вопросом. Примерно то же самое относится и к «Акуре».
Перейдем к самому интригующему — отчету о Tesla Model S. Компания Tesla Motors не была включена в общий список, поскольку пока она представляла единственную модель (только-только начался выпуск электрического кроссовера Model X). Однако это не помешало журналистам уделить самому молодому производителю особое внимание. В текущем году специалисты Consumer Reports лишили Tesla Model S своих рекомендаций: надежность электроседана упала ниже среднего по рынку значения.
Что же ломается в Tesla Model S? Оказывается, у владельцев хватает с ней проблем. Всего было опрошено 1400 человек, поэтому выборку можно считать репрезентативной. Ошибки коснулись буквально всех систем Model S: большой экран зависает, дверные ручки не выдвигаются, а панорамная крыша протекает. Не все хорошо и с электромоторами: они нередко выходят из строя, да так, что их остается только целиком заменить. Получается, что за последний год ситуация с Tesla Model S лишь ухудшилась — либо начали ломаться более ранние машины. Consumer Reports не дает точного распределения поломок по годам выпуска.
После публикации отчета акции Tesla Motors упали на девять процентов. Но есть и положительные моменты. Большинство владельцев Tesla Model S отметили, что производитель очень быстро реагирует на все жалобы и выполняет замену неисправных агрегатов в максимально сжатые сроки. Более того, электроседан стал абсолютным рекордсменом по рекомендациям: 97 процентов владельцев довольны своими «Теслами» и купили бы их еще раз, а также посоветовали бы эти автомобили своим близким.
В завершение отметим, какие автомобили Consumer Reports предлагает обходить стороной. В самом конце списка традиционно находятся бренды Ram, Jeep и Fiat, принадлежащие концерну Fiat Chrysler Automobiles. Входящие туда же Chrysler и Dodge тоже относятся к аутсайдерам. Если говорить о конкретных моделях, то больше всего головной боли у владельцев вызывают Fiat 500L, Ford Fiesta, Jeep Cherokee, Nissan Pathfinder, Chevrolet Suburban и GMC Yukon XL. Большинство этих моделей или вовсе не представлено в нашей стране, или распространено очень слабо.
Несмотря на не самый оптимистичный вывод по Tesla Model S, история создания этого автомобиля все равно заслуживает уважения. Большинство представленных компаний как минимум несколько десятилетий занимается производством машин, а многие работают в этом бизнесе уже больше века. Выскочка Элон Маск (Elon Musk) смог создать новый бренд на пустом месте, и Model S является его первенцем (если не считать электрического родстера, который был основан на Lotus Elise). Поэтому просто предоставим компании время исправить все ошибки.
Несмотря на успех Tesla Motors в создании уникального электрокара, который уже навел шороху как минимум в одном сегменте автомобилестроения, некоторые крупные компании объединяют усилия, чтобы создавать электрические модели с куда менее впечатляющими характеристиками. К примеру, Nissan и Mitsubishi с 2013 года совместными силами ведут разработку компактных автомобилей, а теперь они примутся и за электрокары.
Совместное предприятие Nissan и Mitsubishi получило название NMKV. Любопытно, что в новом соглашении этот альянс выступает как бы отдельно: в официальном обращении сообщается, что Nissan Motor, Mitsubishi Motors и NMKV пришли к соглашению о том, как партнерство будет развиваться в ближайшем будущем. В основном эта информация касается инвесторов и партнеров: Nissan сконцентрирует усилия на разработке и тестировании новых моделей, а Mitsubishi будет их выпускать на своем заводе в Японии. Нам же важнее, что NMKV планирует выпустить на рынок первый совместный электрокар. Пока не понятно, когда начнется его серийный выпуск.
Сегодня альянс в области компактных автомобилей уже привел к созданию родственных моделей Nissan Dayz и Mitsubishi eK Wagon. В 2013 году начался выпуск Nissan Dayz Roox и Mitsubishi eK Space. В конце сентября текущего года общий тираж этих кей-каров перевалил за 500 000 штук.
На прошлой неделе стало известно еще об одном интересном партнерстве: Chevrolet и LG начнут совместную работу над компактным электрокаром. В данном случае речь идет о концепте Chevrolet Bolt, который был представлен в начале текущего года. Его презентацию в Детройте вела лично глава General Motors Мэри Барра (Mary Barra). Уже тогда мы посчитали, что этот факт говорит о важности проекта для компании. Так и есть: теперь американский концерн планирует начать серийный выпуск Chevrolet Bolt в конце 2016 года.
Вообще Chevrolet и LG уже сотрудничали в прошлом. Южнокорейская компания поставляет батареи для гибрида Chevrolet Volt, так что общение между двумя гигантами давно налажено. Но проект по созданию Chevrolet Bolt существенно отличается от партнерства вокруг Chevrolet Volt. Во-первых, это будет 100-процентный электрокар, поэтому он потребует существенно более емкого аккумулятора. Во-вторых, General Motors уже сейчас называет его «первым доступным электромобилем с большим запасом хода», а это накладывает жесткое ограничение на стоимость батарей.
Согласно задумке, LG будет поставлять для Chevrolet Bolt не только тяговые аккумуляторы, но и электромотор. При этом если батареи будут являться собственной разработкой корейской компании, то двигатель спроектируют специалисты GM. Также LG собирается продавать своему партнеру инвертор, блок зарядки, компрессор климатической установки, приборный щиток и мультимедийную систему.
Вероятно, заинтересованность Nissan и Mitsubishi, а также Chevrolet и LG в производстве компактного электрокара говорит о растущем спросе в этом сегменте. В некоторых странах отмечается рост продаж и гибридов. К примеру, в Великобритании зафиксировано увеличение покупательской активности на 226,5 процента. Правда, это касается только автомобилей, которые можно заряжать от розетки.
Согласно статистике, с января по сентябрь британцы купили 20 922 машины с возможностью внешней зарядки. В эту сумму включены и электрокары, и гибриды (Plug-In Hybrid). В целом рынок этих инновационных машин продемонстрировал внушительный рост — плюс 138,5 процента. Сейчас в Великобритании продается 27 моделей с возможностью внешней зарядки. Самой популярной из них является Mitsubishi Outlander PHEV. За год спрос на него подскочил более чем в три раза: с 2731 машины до 9303.
Mitsubishi Outlander PHEV оснащен двухлитровым бензиновым мотором мощностью 118 лошадиных сил и двумя электродвигателями — по одному на каждую ось, — оба с отдачей по 81 «электролошади». Напрямую сложить тягу всех трех агрегатов нельзя, однако с динамическими характеристиками у кроссовера все нормально: разгон с 0 до 100 км/ч дается ему за 11 секунд, а максимальная скорость ограничена отметке 170 км/ч. Максимальный запас хода такой машины составляет 880 километров, причем полностью заряженная батарея емкостью 12 кВт·ч позволяет проехать до 60 километров вообще без запуска ДВС. Так что при городской эксплуатации Mitsubishi Outlander PHEV может не заезжать на заправку, ведь ему будет достаточно и розетки. С учетом солидного дорожного просвета и просторного салона любовь британцев к этому автомобиля кажется рациональной.
На втором месте после Mitsubishi Outlander PHEV находится Nissan Leaf с результатом 4285 проданных экземпляров. Тройку лидеров замыкает BMW i3: в 2015 году было продано 1564 автомобиля. В результате взрывного роста спроса на автомобили с возможностью внешней зарядки их доля на рынке перевалила за один процент (в прошлом году было 0,4 процента). Правительство Великобритании надеется, что к 2020 году такие машины займут не меньше пяти процентов общего спроса.
В целом подключаемые гибриды являются как минимум неплохим промежуточным этапом развития автомобилестроения. Такие машины, как Mitsubishi Outlander PHEV, в режиме ежедневной эксплуатации могут обходиться одним лишь электричеством. При этом бензиновый двигатель заведется, как только потребуется более энергичное ускорение или сядут аккумуляторы. А еще на Mitsubishi Outlander PHEV, в отличие от электрокаров, можно отправиться в длительное путешествие, ведь его можно заправить за считаные минуты на любой станции.
На прошлой неделе появились первые сведения еще об одном интересном электрокаре: компания Aston Martin представила модель RapidE. Визуально она практически ничем не отличается от обычного лифтбэка Rapide (хотя как Aston Martin Rapide можно назвать обычным?), однако этот пятидверный суперкар лишился своего 12-цилиндрового мотора. Его место заняли тяговые батареи, в то время как в районе задней оси установлен электромотор.
Пока Aston Martin RapidE является всего лишь концептом. Однако этот прототип уже был продемонстрирован председателю КНР Си Цзиньпину во время его визита в Лондон. Возможно, британцы надеются на то, что глава Китая сможет повлиять на привлечение инвесторов.
Официальная информация о Aston Martin RapidE оказалась очень скудной на детали. Основная часть разработки легла на компанию Williams Advanced Engineering, занимающуюся производством компонентов для электрической «Формулы-Е». На этом достоверные сведения заканчиваются. Согласно предположениям, Aston Martin RapidE получил 550-сильный электромотор и зданий привод. Полного заряда батарей должно хватить на 320 километров.
Любопытно, что своим проектом Aston Martin намекает на конкурента — Tesla Model S. Вероятно, серийный электрокар получит больше роскоши, чем американская модель, однако британцам будет очень тяжело угнаться за «Теслой» в техническом плане. Не в последнюю очередь это касается батарей: Tesla Motors уже заканчивает строительство своего «Мегазавода» по выпуску тяговых аккумуляторов, который позволит снизить их себестоимость, а при соответствующих инвестициях еще и регулярно поднимать удельную емкость. Пока Aston Martin не может и мечтать о таком.
К тому же все существующие модели бренда класса люкс построены с прицелом на использование больших бензиновых двигателей. Электрокары требуют совершенно иного подхода. К примеру, в Tesla Model S батареи расположены непосредственно в полу, что позволяет добиться очень низкого центра тяжести (по этому параметру Model S конкурирует с суперкаром Ferrari 458 Italia). На базе Aston Martin Rapide добиться такого же показателя уже не удастся. Это означает, что для создания действительно конкурентоспособного электромобиля британцам нужны огромные инвестиции. Вот тут-то и понадобятся китайцы. В Лондоне уже было подписано соглашение с одной компанией из Поднебесной: разработка новой модели будет вестись совместно с ChinaEquity.
Пока планы Aston Martin выглядят очень амбициозными: производитель собирается наладить выпуск новой электрической модели в течение всего двух лет. Посмотрим, что выйдет из этой затеи.
Бренд Qoros появился как совместный проект Chery Automobile, крупнейшего независимого автопроизводителя КНР, и израильской холдинговой компании Israel Corporation. Они изначально решили ориентироваться на качественные и безопасные автомобили. Еще одной традиционной проблемой китайской автомобильной промышленности является вторичный дизайн, но предыдущие модели Qoros не подкачали и здесь: они обладали достаточно консервативной внешностью, в которой при этом не использовалось явное копирование. Qoros 5 SUV выполнен в том же духе: принадлежность кроссовера выдают сдержанные линии кузова, характерная форма бокового остекления и задние фонари. А вот передком он почему-то напоминает Range Rover Evoque. Возможно, это всего лишь совпадение, ведь владельцы бренда так хотели избежать явного заимствования.
Qoros 5 SUV получит тот же мотор, что уже устанавливается в Qoros 3 City SUV. Это 1,6-литровый бензиновый агрегат, оснащенный турбокомпрессором. Его максимальная мощность составляет 156 лошадиных сил. Скорее всего, новому кроссоверу также достанется шестиступенчатый «робот» собственного производства. Можно вспомнить, что такой же тандем разгонял Qoros 3 City SUV с 0 до 100 км/ч за 10,8 секунды. Очевидно, из-за больших размеров и массы (точные параметры пока держатся в секрете) Qoros 5 SUV будет немного медлительнее.
Более точные характеристики Qoros 5 SUV должны быть озвучены на автосалоне в Гуанчжоу, который откроется 20 ноября.
Пока бренд Qoros не представлен в России, хотя другие китайские компании достаточно активно осваивают наш автомобильный рынок. Конкуренцию им долгое время составляли автомобили Daewoo, однако в связи с кризисом многое изменилось. Спрос падал и в 2014 году, а в 2015-м продажи просядут как минимум на треть. Одним из аутсайдеров оказался концерн General Motors, который решил практически полностью закрыть свой бизнес в нашей стране: в марте было объявлено, что марки Chevrolet и Opel уходят из России. И хотя Daewoo давно является частью GM, эта марка не стала покидать нашу страну. Однако она оказалась в очень невыгодном положении: большинство бюджетных машин выпускается в нашей стране, что позволило немного смягчить колебание курса рубля в 2014 году. А вот завозимые из Узбекистана легковушки Daewoo локализацией похвастаться не могли, и из-за этого они подорожали не на 15-30 процентов, а сразу на 60. Разумеется, их продажи встали. Теперь компания решила существенно изменить стратегию: отныне продукция завода GM Uzbekistan будет доступна у нас под новым брендом Ravon, причем это коснется не только бывших автомобилей Daewoo, но и некоторых недорогих моделей Chevrolet, выпускаемых в Узбекистане.
Пока до конца неясно, что же означает новое имя. С одной стороны, Ravon предлагается раскрывать как Reliable Active Vehicle ON Road — «надежный активный автомобиль на дороге». При этом есть узбекское слово «равóн», которое означает «легкий путь». Бренд уже начал поставлять в Россию модели Ravon Gentra и Ravon Matiz, которые ничем не отличаются от одноименных автомобилей Daewoo (Gentra является помесью седана и хетчбэка Chevrolet Lacetti, а Daewoo Matiz продается у нас с незапамятных времен).
Чуть позже к нам станут завозить Ravon Nexia R3. Это вовсе не старушка Daewoo Nexia, которая была перелицованным Opel Kadett E из 80-х, а слегка обновленный седан Chevrolet Aveo образца 2004 года. В 2016 году должны начаться поставки Ravon R2 и Ravon R4. Первый окажется братом-близнецом Chevrolet Spark, второй — клоном Chevrolet Cobalt.
Начальная цена Ravon Matiz составляет 314 000 рублей, Ravon Gentra — 439 000 рублей. На прошлой неделе также была объявлена стоимость Ravon Nexia R3: машина будет продаваться за 379 000 рублей. Автомобиль будет поставляться с полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 107 лошадиных сил и пятиступенчатой механической трансмиссией. Базовая комплектация Ravon Nexia R3 получилась несколько странной: тут уже есть электронные системы ABS и ESP, комплекс «ЭРА-ГЛОНАСС», подушка безопасности водителя, бортовой компьютер, аудиосистема с двумя динамиками и USB-портом, противотуманки и даже система слежения за давлением в шинах. При этом самая доступная Nexia R3 лишена электростеклоподъемников, кондиционера и даже центрального электрозамка.
С учетом кризиса трудно прогнозировать успех бренда Ravon. С одной стороны, это одни из самых дешевых автомобилей на рынке. С другой — сейчас падают продажи почти у всех компаний. Возможно, стоит выпустить на рынок еще более дешевый автомобиль? На прошлой неделе как раз поступила информация на этот счет. Теперь российский рынок заинтересовал индийскую компанию Bajaj Auto, которая будет работать через дилера — компанию East West Motors. Заманивать покупателя они планируют одним из самых дешевых в мире автомобилей — Bajaj Qute.
В конце 2000-х было много разговоров об индийской малолитражке Tata Nano — на текущий момент ее базовая цена в Индии составляет примерно 214 тысяч рупий, или около 3 300 долларов. Но Bajaj Qute еще дешевле: Bajaj Auto планировала начать ее экспорт в 16 стран по цене 2 000 долларов — при нынешнем курсе это около 125 тысяч рублей. Однако генеральный директор East West Motors Александр Алексеев в интервью изданию РБК сообщил о совершенно иной сумме — 250 тысяч рублей. Корни подобного ценообразования пока неясны, тем более что технически, согласно ГОСТу, Bajaj Qute является вовсе не автомобилем, а квадроциклом (под это определение попадают четырехколесные транспортные средства со снаряженной массой не более 400 кг, мощностью не выше 20 лошадиных сил и максимальной скоростью не менее 25 км/ч). Помимо прочего, этот факт позволяет сэкономить на сертификации для российского рынка.
Bajaj Qute обладает крошечными размерами. При длине 2752 мм и ширине 1312 мм инженеры каким-то образом смогли уместить в салоне четыре кресла. У машины фактически отсутствует багажник: на его месте находится отсек объемом 44 литра, к которому можно добраться только изнутри — Bajaj Qute лишен задней крышки. Не меньше шокируют технические характеристики: в индийский квадроцикл установлен одноцилиндровый бензиновый моторчик объемом 216 кубических сантиметров. Он выдает 13,5 лошадиной силы и соответствует экологическим нормам Евро-3. Bajaj Qute способен разогнаться лишь до 70 км/ч, хотя с учетом крошечных колес, большой парусности и малой колесной базы вряд ли этой крохе было бы безопасно двигаться с большей скоростью.
По всему выходит, что Bajaj Qute нельзя назвать автомобилем, причем как в техническом плане, так и бытовом. На нем фактически нельзя ездить зимой, ведь он лишен даже печки! Сложно понять, на что рассчитывают Bajaj Auto и East West Motors, заявляя для него такую цену. Не понятно, кто купит Bajaj Qute за 250 000 рублей, когда за 314 000 рублей можно взять тот же Ravon Matiz. Это уже действительно автомобиль, пусть маленький и недорогой. У него есть и багажник, и печка, а в моторе больше одного цилиндра. Поэтому вряд ли есть смысл радоваться появлению в России самого дешевой в мире машины, к тому же по завышенной вдвое цене.
После серии самых доступных автомобилей поговорим о более дорогих новинках. В последнее время конкуренция в сегменте «заряженных» автомобилей премиум-класса существенно обострилась, и в первую очередь это относится к немецкой тройке. Буквально за несколько лет ситуация заметно изменилась сразу в нескольких сегментах: BMW M3/M4 перешли на новый трехлитровый двигатель, а также стали существенно легче и быстрее. То же самое касается Mercedes-AMG C63 с его четырехлитровым мотором. Не менее острая ситуация наблюдается и в более высоком классе. Все началось с того, что новое поколение Audi RS6 Avant благодаря полному приводу и свежему V8 с двойным турбонаддувом смогло вырваться в лидеры. Вскоре после этого была выпущена новая версия Mercedes-Benz E 63 AMG 4MATIC S: впервые AMG-версия E-Класса обзавелась полным приводом. Сегодня даже BMW задумывается об использовании четырех ведущих колес на следующей BMW M5, хотя в настоящее время у баварцев нет симметричного ответа на агрессивную тактику оппонентов. Зато на прошлой неделе в Ингольштадте представили еще более невероятные версии своих автомобилей серии RS: Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance.
В техническом плане Audi RS6 Avant и Audi RS7 Sportback практически идентичны. В них установлен довольно свежий двигатель 4,0 TFSI, который развивает 560 лошадиных сил и 700 Н·м. Для версии performance мощность была увеличена до 605 «лошадок». Крутящий момент остался прежним, однако теперь на короткие промежутки времени он может подниматься до 750 Н·м. Благодаря этому Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance стали немного быстрее: время разгона с 0 до 100 км/ч уменьшилось с 3,9 секунды до 3,7, а спринт 0-200 км/ч стал быстрее сразу на 1,4 секунды (12,1 против 13,5).
В базовом исполнении максимальная скорость обоих автомобилей ограничена на отметке 250 км/ч, однако с опциональным пакетом dynamic package Audi RS6 Avant performance сможет разогнаться до 280 км/ч, а Audi RS7 Sportback performance — и вовсе до 305 км/ч. Среди прочих изменений можно отметить чуть больший размер колес (21 дюйм против 20) и наличие специальной клавиши переключения режимов езды системы drive select: раньше такая была привилегией лишь спорткара Audi R8.
Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance внешне ничем не отличаются от стандартных версий: производитель даже не установил дополнительных логотипов спецсерии. В Германии за приставку performance придется заплатить 7 000 евро. У себя на родине самые быстрые универсалы и лифтбэки станут доступны уже в следующем месяце, а до России они доберутся в начале 2016 года. Для Audi RS6 Avant performance и Audi RS7 Sportback performance будет доступен тот же набор опций, что и для «стандартных» моделей RS, включая активный задний дифференциал, несколько вариантов подвески и прочие улучшения.
⇡#Электрокары и гибриды
У электрических машин есть масса плюсов. Их сторонники в первую очередь выделяют экологичность данного вида транспортных средств, ведь они обладают нулевыми выбросами (проблемы выработки энергии за счет сжигаемого топлива оставим за рамками обсуждения). К тому же во многих странах заряжать свой автомобиль оказывается выгоднее, чем заправлять его. А еще электромоторы обладают поразительно высоким крутящим моментом, доступным буквально с нулевых оборотов. Именно поэтому Tesla Model S на старте уделывает многие суперкары. Разумеется, нельзя пройти мимо надежности электромобилей. Основной аргумент сводится к тому, что в них попросту нечему ломаться — по своей конструкции электродвигатели куда проще бензиновых и дизельных моторов. В них нет всех этих насосов, форсунок, шлангов, валов и поршней. В теории все это действительно так, однако на практике дела обстоят несколько иначе. На прошлой неделе известный американский журнал Consumer Reports опубликовал ежегодный отчет по исследованию надежности легковых автомобилей, и Tesla Model S вовсе не оказалась его лидером.Выяснить надежность автомобилей достаточно сложно. Разгонную динамику, расход топлива и даже пассивную безопасность можно измерить, но предсказать, когда что-либо сломается у конкретно взятой модели, очень непросто. Для этого требуется изучить статистику по всем машинам, а ведь официальные дилеры и производители не торопятся ею делиться. Издание Consumer Reports пользуется иным методом: оно опрашивает владельцев автомобилей в возрасте от одного года до трех лет на предмет поломок и неисправностей. Этот способ можно считать не совсем объективным, ведь кто-то может забыть о мелком ремонте, а другой сам по неопытности сломал тот или иной агрегат. Однако в целом это позволяет хоть как-то ранжировать данные.
Перейдем к самому интригующему — отчету о Tesla Model S. Компания Tesla Motors не была включена в общий список, поскольку пока она представляла единственную модель (только-только начался выпуск электрического кроссовера Model X). Однако это не помешало журналистам уделить самому молодому производителю особое внимание. В текущем году специалисты Consumer Reports лишили Tesla Model S своих рекомендаций: надежность электроседана упала ниже среднего по рынку значения.
Что же ломается в Tesla Model S? Оказывается, у владельцев хватает с ней проблем. Всего было опрошено 1400 человек, поэтому выборку можно считать репрезентативной. Ошибки коснулись буквально всех систем Model S: большой экран зависает, дверные ручки не выдвигаются, а панорамная крыша протекает. Не все хорошо и с электромоторами: они нередко выходят из строя, да так, что их остается только целиком заменить. Получается, что за последний год ситуация с Tesla Model S лишь ухудшилась — либо начали ломаться более ранние машины. Consumer Reports не дает точного распределения поломок по годам выпуска.
После публикации отчета акции Tesla Motors упали на девять процентов. Но есть и положительные моменты. Большинство владельцев Tesla Model S отметили, что производитель очень быстро реагирует на все жалобы и выполняет замену неисправных агрегатов в максимально сжатые сроки. Более того, электроседан стал абсолютным рекордсменом по рекомендациям: 97 процентов владельцев довольны своими «Теслами» и купили бы их еще раз, а также посоветовали бы эти автомобили своим близким.
В завершение отметим, какие автомобили Consumer Reports предлагает обходить стороной. В самом конце списка традиционно находятся бренды Ram, Jeep и Fiat, принадлежащие концерну Fiat Chrysler Automobiles. Входящие туда же Chrysler и Dodge тоже относятся к аутсайдерам. Если говорить о конкретных моделях, то больше всего головной боли у владельцев вызывают Fiat 500L, Ford Fiesta, Jeep Cherokee, Nissan Pathfinder, Chevrolet Suburban и GMC Yukon XL. Большинство этих моделей или вовсе не представлено в нашей стране, или распространено очень слабо.
Несмотря на не самый оптимистичный вывод по Tesla Model S, история создания этого автомобиля все равно заслуживает уважения. Большинство представленных компаний как минимум несколько десятилетий занимается производством машин, а многие работают в этом бизнесе уже больше века. Выскочка Элон Маск (Elon Musk) смог создать новый бренд на пустом месте, и Model S является его первенцем (если не считать электрического родстера, который был основан на Lotus Elise). Поэтому просто предоставим компании время исправить все ошибки.
Несмотря на успех Tesla Motors в создании уникального электрокара, который уже навел шороху как минимум в одном сегменте автомобилестроения, некоторые крупные компании объединяют усилия, чтобы создавать электрические модели с куда менее впечатляющими характеристиками. К примеру, Nissan и Mitsubishi с 2013 года совместными силами ведут разработку компактных автомобилей, а теперь они примутся и за электрокары.
Совместное предприятие Nissan и Mitsubishi получило название NMKV. Любопытно, что в новом соглашении этот альянс выступает как бы отдельно: в официальном обращении сообщается, что Nissan Motor, Mitsubishi Motors и NMKV пришли к соглашению о том, как партнерство будет развиваться в ближайшем будущем. В основном эта информация касается инвесторов и партнеров: Nissan сконцентрирует усилия на разработке и тестировании новых моделей, а Mitsubishi будет их выпускать на своем заводе в Японии. Нам же важнее, что NMKV планирует выпустить на рынок первый совместный электрокар. Пока не понятно, когда начнется его серийный выпуск.
Сегодня альянс в области компактных автомобилей уже привел к созданию родственных моделей Nissan Dayz и Mitsubishi eK Wagon. В 2013 году начался выпуск Nissan Dayz Roox и Mitsubishi eK Space. В конце сентября текущего года общий тираж этих кей-каров перевалил за 500 000 штук.
На прошлой неделе стало известно еще об одном интересном партнерстве: Chevrolet и LG начнут совместную работу над компактным электрокаром. В данном случае речь идет о концепте Chevrolet Bolt, который был представлен в начале текущего года. Его презентацию в Детройте вела лично глава General Motors Мэри Барра (Mary Barra). Уже тогда мы посчитали, что этот факт говорит о важности проекта для компании. Так и есть: теперь американский концерн планирует начать серийный выпуск Chevrolet Bolt в конце 2016 года.
Вообще Chevrolet и LG уже сотрудничали в прошлом. Южнокорейская компания поставляет батареи для гибрида Chevrolet Volt, так что общение между двумя гигантами давно налажено. Но проект по созданию Chevrolet Bolt существенно отличается от партнерства вокруг Chevrolet Volt. Во-первых, это будет 100-процентный электрокар, поэтому он потребует существенно более емкого аккумулятора. Во-вторых, General Motors уже сейчас называет его «первым доступным электромобилем с большим запасом хода», а это накладывает жесткое ограничение на стоимость батарей.
Согласно задумке, LG будет поставлять для Chevrolet Bolt не только тяговые аккумуляторы, но и электромотор. При этом если батареи будут являться собственной разработкой корейской компании, то двигатель спроектируют специалисты GM. Также LG собирается продавать своему партнеру инвертор, блок зарядки, компрессор климатической установки, приборный щиток и мультимедийную систему.
Вероятно, заинтересованность Nissan и Mitsubishi, а также Chevrolet и LG в производстве компактного электрокара говорит о растущем спросе в этом сегменте. В некоторых странах отмечается рост продаж и гибридов. К примеру, в Великобритании зафиксировано увеличение покупательской активности на 226,5 процента. Правда, это касается только автомобилей, которые можно заряжать от розетки.
Согласно статистике, с января по сентябрь британцы купили 20 922 машины с возможностью внешней зарядки. В эту сумму включены и электрокары, и гибриды (Plug-In Hybrid). В целом рынок этих инновационных машин продемонстрировал внушительный рост — плюс 138,5 процента. Сейчас в Великобритании продается 27 моделей с возможностью внешней зарядки. Самой популярной из них является Mitsubishi Outlander PHEV. За год спрос на него подскочил более чем в три раза: с 2731 машины до 9303.
Mitsubishi Outlander PHEV оснащен двухлитровым бензиновым мотором мощностью 118 лошадиных сил и двумя электродвигателями — по одному на каждую ось, — оба с отдачей по 81 «электролошади». Напрямую сложить тягу всех трех агрегатов нельзя, однако с динамическими характеристиками у кроссовера все нормально: разгон с 0 до 100 км/ч дается ему за 11 секунд, а максимальная скорость ограничена отметке 170 км/ч. Максимальный запас хода такой машины составляет 880 километров, причем полностью заряженная батарея емкостью 12 кВт·ч позволяет проехать до 60 километров вообще без запуска ДВС. Так что при городской эксплуатации Mitsubishi Outlander PHEV может не заезжать на заправку, ведь ему будет достаточно и розетки. С учетом солидного дорожного просвета и просторного салона любовь британцев к этому автомобиля кажется рациональной.
На втором месте после Mitsubishi Outlander PHEV находится Nissan Leaf с результатом 4285 проданных экземпляров. Тройку лидеров замыкает BMW i3: в 2015 году было продано 1564 автомобиля. В результате взрывного роста спроса на автомобили с возможностью внешней зарядки их доля на рынке перевалила за один процент (в прошлом году было 0,4 процента). Правительство Великобритании надеется, что к 2020 году такие машины займут не меньше пяти процентов общего спроса.
В целом подключаемые гибриды являются как минимум неплохим промежуточным этапом развития автомобилестроения. Такие машины, как Mitsubishi Outlander PHEV, в режиме ежедневной эксплуатации могут обходиться одним лишь электричеством. При этом бензиновый двигатель заведется, как только потребуется более энергичное ускорение или сядут аккумуляторы. А еще на Mitsubishi Outlander PHEV, в отличие от электрокаров, можно отправиться в длительное путешествие, ведь его можно заправить за считаные минуты на любой станции.
На прошлой неделе появились первые сведения еще об одном интересном электрокаре: компания Aston Martin представила модель RapidE. Визуально она практически ничем не отличается от обычного лифтбэка Rapide (хотя как Aston Martin Rapide можно назвать обычным?), однако этот пятидверный суперкар лишился своего 12-цилиндрового мотора. Его место заняли тяговые батареи, в то время как в районе задней оси установлен электромотор.
Пока Aston Martin RapidE является всего лишь концептом. Однако этот прототип уже был продемонстрирован председателю КНР Си Цзиньпину во время его визита в Лондон. Возможно, британцы надеются на то, что глава Китая сможет повлиять на привлечение инвесторов.
Официальная информация о Aston Martin RapidE оказалась очень скудной на детали. Основная часть разработки легла на компанию Williams Advanced Engineering, занимающуюся производством компонентов для электрической «Формулы-Е». На этом достоверные сведения заканчиваются. Согласно предположениям, Aston Martin RapidE получил 550-сильный электромотор и зданий привод. Полного заряда батарей должно хватить на 320 километров.
Любопытно, что своим проектом Aston Martin намекает на конкурента — Tesla Model S. Вероятно, серийный электрокар получит больше роскоши, чем американская модель, однако британцам будет очень тяжело угнаться за «Теслой» в техническом плане. Не в последнюю очередь это касается батарей: Tesla Motors уже заканчивает строительство своего «Мегазавода» по выпуску тяговых аккумуляторов, который позволит снизить их себестоимость, а при соответствующих инвестициях еще и регулярно поднимать удельную емкость. Пока Aston Martin не может и мечтать о таком.
К тому же все существующие модели бренда класса люкс построены с прицелом на использование больших бензиновых двигателей. Электрокары требуют совершенно иного подхода. К примеру, в Tesla Model S батареи расположены непосредственно в полу, что позволяет добиться очень низкого центра тяжести (по этому параметру Model S конкурирует с суперкаром Ferrari 458 Italia). На базе Aston Martin Rapide добиться такого же показателя уже не удастся. Это означает, что для создания действительно конкурентоспособного электромобиля британцам нужны огромные инвестиции. Вот тут-то и понадобятся китайцы. В Лондоне уже было подписано соглашение с одной компанией из Поднебесной: разработка новой модели будет вестись совместно с ChinaEquity.
Пока планы Aston Martin выглядят очень амбициозными: производитель собирается наладить выпуск новой электрической модели в течение всего двух лет. Посмотрим, что выйдет из этой затеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий