Год от года электрические и гибридные автомобили становятся все более
совершенными. С недавних пор они уже могут составить конкуренцию
бензиновым и дизельным машинам по запасу хода, а Tesla Model S показала
нам, что далеко не каждый суперкар может потягаться с ней в динамичности
(во всяком случае, на скорости до 100-150 км/ч).
Благодаря этому спрос на «зеленые» автомобили год от года увеличивается. Но он растет слишком медленно: подавляющее большинство легковушек в обозримом будущем все равно будут продолжать чадить. Многие эксперты и аналитики пытаются угадать, когда же человечество сможет отказаться от сжигания нефтепродуктов. За несколько последних лет мы слышали разные прогнозы. К примеру, специалисты Bloomberg New Energy Finance считают, что в 2030 году электрокары займут почти четверть американского рынка новых автомобилей. В то же время в Royal Dutch Shell полагают, что транспорт на сжигаемом топливе может полностью исчезнуть с дорог к 2080 году (что в целом не противоречит выводам Bloomberg). На прошлой неделе своим прогнозом поделился еще один важный глобальный игрок — ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти).
В книге под названием World Oil Book содержится много увлекательной информации, но нас больше всего интересует ситуация в транспортной сфере. В целом ОПЕК положительно оценивает прогресс гибридных машин. В ближайшие десятилетия стоимость тяговых аккумуляторов может снизиться на 30-50 %, а их эксплуатационные характеристики при этом повысятся. Однако даже этого будет недостаточно, чтобы гибриды с возможностью внешней зарядки стали массовыми. Организация стран-экспортеров нефти считает, что потребуется научный прорыв в области батарей, чтобы инновационные легковушки стали более востребованными.
В целом прогноз ОПЕК содержит крайне консервативные оценки успешности электрических транспортных средств: к 2040 году лишь 6 % легковых автомобилей и 5,3 % коммерческого транспорта не будут сжигать топливо. Эти доли включают рынок электрокаров и машин с водородными топливными элементами. В то же время успешность гибридов никак не оценивалась, ведь они используют бензин и дизельное топливо наравне с традиционными моделями. Зато специалисты ОПЕК отметили возможность роста спроса на машины, работающие на сжиженном природном газе.
Чего еще было ожидать от организации, основным бизнесом которой является добыча и продажа нефти? Но попробуем мыслить трезво. До 2040 года осталось чуть больше 24 лет. Первое поколение Toyota Prius появилось в 1997 году, то есть почти 19 лет назад. А ведь с тех пор ситуация кардинально не изменилась: подавляющее большинство автомобилей не умеют ездить на электричестве.
Развитию электрических транспортных средств мешают не только высокие цены и неудовлетворительные характеристики тяговых аккумуляторов, но и слабая инфраструктура. Сегодня даже в развитых странах станции подзарядки встречаются довольно редко, что уж говорить о развивающихся. Еще хуже обстоит дело с пунктами, где доступно электричество высокого напряжения, с помощью которого можно существенно ускорить процесс зарядки. К примеру, Tesla Supercharger за полчаса обеспечивает седан Model S запасом энергии, которого будет достаточно для поездки протяженностью 272 километра. Стандартные электрические «заправки» с силой тока 30 и 40 А за тот же период времени предоставляют лишь 16 и 23 км соответственно. Теперь на рынке высокопроизводительных зарядных станций США появился еще один крупный игрок: BMW и Nissan решили объединить свои усилия.
Проект сотрудничества предусматривает строительство 120 новых станций в 19 штатах. На каждой точке будет доступно два пистолета, то есть одновременно можно заряжать максимум два автомобиля. Для сравнения: на Tesla Supercharger можно заезжать в среднем вшестером. Пункты раздачи постоянного тока оборудованы коннекторами CHAdeMO и CCS (Combo), поэтому любой владелец BMW i3 и Nissan Leaf сможет быстро накормить своего любимца. Японо-немецкий союз не будет пропагандировать дискриминацию, поэтому воспользоваться зарядкой будет под силу любому электрокару с совместимым разъемом. Карта будущих станций пока не опубликована, но она будет доступна в фирменных приложениях BMW i Remote и Nissan EZ-Charge для мобильных платформ.
Мощность каждого нового пункта составит 50 кВт. По данным «Теслы», ее «Суперчарджеры» выдают куда больше — 120 кВт. Однако даже при этом хетчбэки BMW i3 и Nissan Leaf можно будет зарядить до 80 % примерно за 20-30 минут.
Из опубликованной ранее статистики было понятно, что за все годы тестов компьютеризированные машины попали лишь в пару незначительных ДТП, да и те произошли по вине окружающих водителей. Да, от Google поступило столько захватывающей информации, но ни разу не было ответа на самый главный вопрос: а что же дальше? Для кого старается американская компания и кто сможет воспользоваться ее разработками? Еще год назад был продемонстрирован первый полноценный прототип умного автомобиля Google, однако он больше напоминал приманку, созданную для отвлечения внимания. Все же в таком виде этот спичечный коробок на колесах не может поступить в производство, к тому же у Google нет опыта создания серийных машин. Эксперты не один год гадали, кто же станет партнером компании. Лишь на прошлой неделе наконец-то появилась первая информация на этот счет: производить беспилотные автомобили Google сможет Ford.
Пока ни одна из сторон не сделала каких-либо официальных заявлений, однако анонимный источник заявляет, что сейчас сделка перешла на этап торгов относительно условий контрактного производства. Иными словами, обе компании пришли к соглашению, осталось урегулировать лишь нюансы. Ожидается, что первый публичный анонс сделки может произойти четвертого января на выставке Consumer Electronics Show в Лос-Анджелесе.
Официальные представители Google и Ford не стали комментировать слухи. Сотрудники обеих компаний сослались на закрытость подобной информации, то есть не подтвердили предположения и не опровергли их. И тем не менее на этом фоне акции Ford Motor Company подросли примерно на 5 %, до $14,36 за ценную бумагу.
После появления этой интригующей информации не стали выглядеть совпадением и некоторые кадровые перестановки внутри Google. К примеру, бывший исполнительный директор и президент автопроизводителя Ford Motor Company Алан Малалли (Alan Mulally) всего через восемь дней после ухода с руководящей должности получил кресло в совете директоров Google. А в сентябре 2015 года отдел Google по разработке автопилота возглавил Джон Крафчик (John Krafcik). Тогда мы упомянули, что с 2008 по 2013 год он занимал пост исполнительного директора и президента Hyundai Motor America, а позже возглавлял онлайн-сервис TrueCar. Однако до этого он 14 лет посвятил компании Ford. В частности, он был главным инженером разработки внедорожника Ford Expedition.
Согласно трем инсайдерским источникам Yahoo Autos, в случае положительного завершения переговоров может быть создано совместное предприятие Google и Ford, которое будет юридически обособлено от второй компании. Вероятно, это необходимо для снижения рисков получения судебных исков на огромные суммы.
В январе текущего года новый президент и исполнительный директор Ford Марк Филдс (Mark Fields) представил стратегию развития Ford Smart Mobility, направленную на проработку новых бизнес-моделей в области автомобилестроения. В частности, эта программа затрагивала тему краткосрочной аренды автомобиля (carsharing). Ожидается, что этот сегмент расцветет с появлением роботокаров, которые можно будет вызвать в любом месте и взять напрокат в качестве такси без водителя. В интервью от 11 декабря Филдс отметил, что Ford Smart Mobility предусматривает вовсе не переход от старого бизнеса к новому, а расширение прежнего.
Издание Autonews подчеркивает, что топ-менеджеры Ford на протяжении всего текущего года намекали на формирование союза с Google, Apple или другим технологическим гигантом. В свете новой информации некоторые слова Марка Филдса воспринимаются иначе: «Дело не в том, какие вещи для нас станут ключевыми, но в том, кто станет нашим партнером. Я думаю, что мы не можем быть столь высокомерными, чтобы думать, будто мы собираемся сделать все самостоятельно и сделать это лучше тех компаний, который занимаются этим в режиме 24/7. Партнерство для нас действительно очень важно». Согласно нераскрытым источникам, переговоры между Ford и Google по поводу создания автономных транспортных средств были начаты еще в 2011 году.
При этом компания Ford уже не первый год занимается самостоятельной разработкой систем автопилотирования, причем в последний раз мы говорили об этом лишь на прошлой неделе. Тогда производитель объявил, что белые седаны Ford Fusion Hybrid с компьютерным управлением появятся на улицах Калифорнии в 2016 году.
На данный момент еще не известно, каким же будет автомобиль, созданный двумя компаниями. Возможно, это будет вполне обычная серийная модель Ford, на которую установят требуемое техническое оборудование. В этом случае Google сэкономит миллиарды долларов, ведь создание новой машины с нуля требует огромных затрат. Сегодня автопилот Google испытывается на автомобилях Toyota и Lexus. В то же время IT-гигант уже имел общие дела с Ford — тот самый забавный автомобиль Google был создан компанией Roush Industries, которая тесно связана с Ford Motor Company.
Поскольку пока известны не все детали сотрудничества, о выгоде Ford можно только догадываться. Как минимум производитель получит заказ на производство машин, что уже само по себе неплохо. Однако компания наверняка заинтересована в получении технических наработок Google в области роботокаров.
Вице-президент Ford по исследованиям и передовым разработкам Кен Вашингтон (Ken Washington) уверен, что полностью автономные машины появятся на дорогах в течение четырех лет. Некоторые другие автомобильные производители тоже предрекают появление в 2020 году транспортных средств, которые при определенных условиях смогут обходиться без человека, однако в некоторых ситуациях им все же потребуется помощь водителя. Возможно, Вашингтон специально использовал такую формулировку, чтобы привлечь внимание. Или он знает то, чего не знаем мы.
Вероятно, соглашение между Ford и Google, если оно все же будет подписано, окажет существенное влияние на развитие роботокаров и всей автомобильной отрасли. Сейчас сложно представить, какое именно преимущество получит первопроходец в этой отрасли, однако и затраты на разработку наверняка окажутся солидными. Все хорошо понимают, что создать автопилот совсем непросто, ведь крупнейшие компании мира уже как минимум несколько лет работают над этим. Однако у 26-летнего хакера из США ушел всего месяц на обучение вождению своего седана Acura ILX. История Джорджа Френсиса Хотца — младшего (George Francis Hotz Jr.) получилась поистине интригующей.
Вы можете знать Джорджа под другим именем — GeoHot. Этот никнейм уже не раз светился в мировой прессе. К примеру, в 2007 году он разблокировал первый iPhone для работы в любых сетях, а в 2010-м выпустил джейлбрейк для устройств с iOS 4.1 и взломал игровую консоль Sony PlayStation 3. За эти и многие другие заслуги его приняли на работу в Facebook и Google. На фоне этих достижений уже не удивляет, что он в одиночку построил роботокар всего за один месяц.
Джордж Хотц подробно рассказал о своем детище агентству Bloomberg. На крышу Acura ILX 2015 года он установил лазерный радар, а на лобовое стекло в районе зеркала заднего вида повесил камеру (всего их шесть, по 13 долларов за штуку). Место перчаточного ящика занимает деревянная панель с кучей разномастной электроники. Где-то в ней можно найти мини-ПК, работающий под управлением операционной системы Ubuntu Linux. Там же скрыт и GPS-навигатор. Селектор трансмиссии заменен рукоятью компьютерного джойстика, главной функцией которого является активация программы автопилотирования. Все остальное место занимает огромный дисплей — диагональю 21,5 дюйма — в альбомной ориентации. Хотц шутит, что в Tesla Model S используется экран скромнее — 17 дюймов.
Программный комплекс автопилота включает пару тысяч строк кода. Это совсем немного, если учесть, что решения конкурентов включают несколько сотен тысяч строк. К тому же Джордж Хотц уверяет, что его система обладает зачатками искусственного интеллекта: во время езды компьютер постоянно обучается.
По словам автора проекта, роботокар создан примерно для тех же условий, в которых сейчас работает Tesla Autopilot. Это означает, что подопытный японский седан способен двигаться по относительно свободным загородным трассам, однако напряженный поток в центре вызовет у него панику. При этом автомобиль не боится высоких скоростей. К примеру, во время теста компьютер вваливался в S-образный поворот при 104 км/ч. Журналист Bloomberg Эшли Вэнс (Ashlee Vance) признался, что в этот момент он начал молиться, однако Джордж Хотц был полностью уверен в своем творении. После едва не случившегося ДТП с внедорожником Вэнс спросил у хакера, какое чувство тот испытал, когда машина впервые поехала сама. «Первый раз, когда она заработала, был сегодня утром», — с улыбкой ответил Хотц.
Три года назад основатель и руководитель Tesla Motors Элон Маск (Elon Musk) приглашал Джорджа Хотца на работу в качестве эксперта по безопасности, однако тот отказался. Теперь Маск нелестно отозвался о новом проекте хакера. По мнению известного бизнесмена, даже небольшая компания не сможет за месяц разработать систему автопилотирования и интегрировать ее в электронику транспортного средства, что уж говорить об одном человеке.
Если Джорджу Хотцу действительно удалось научить свой автомобиль самостоятельно ездить всего за месяц, то этот парень — гений. Но невольно возникает вопрос: чем же столько лет занимаются крупные компании?
Вообще, неделя была удивительно богатой на новости, касающиеся машин с автономным управлением. Вот очередная из них: на популярной выставке CES 2016, которая пройдет в начале январе, Toyota собирается представить революционную технологию, которая позволит создавать точные карты для систем навигации. Ездить по ним придется уже не людям, а компьютерам.
Умные машины в обязательном порядке комплектуются видеокамерами, лазерными радарами и прочими сенсорами. С их помощью автомобиль может видеть окружающий его мир, распознавать препятствия, дорожные знаки и сигналы светофора. Однако без дополнительных подсказок компьютеру будет очень нелегко ориентироваться в пространстве. Именно поэтому все роботокары получат существенно более детализированные карты местности, нежели те, что заложены в вашем навигаторе. Сегодня для их создания используются технически сложные лазерные 3D-сканеры. Разработка электронного путеводителя — очень трудоемкий процесс, ведь требуется не только просканировать каждый клочок земли, но еще и обработать его вручную на компьютере. Инженеры Toyota предлагают машинам самим рисовать себе карты, причем для этого сгодятся уже выпущенные легковушки.
Для участия в проекте подойдет любой автомобиль, оборудованный обычной системой навигации и комплексом безопасности с использованием фронтальной камеры. Полученная от них информация будет отправляться в один из нескольких центров обработки данных. На ее основе с использованием специального алгоритма будут создаваться высокодетализированные карты, причем в полностью автоматизированном режиме.
Одним из минусов новой системы сбора данных может стать низкая точность. Все же у автомобилей камеры установлены не в одном и том же месте, к тому же обычные GPS-навигаторы дают солидную погрешность. Однако за счет большого количества участвующих в проекте машин эти недочеты можно будет нивелировать. По расчетам специалистов Toyota, максимальное отклонение не будет превышать пяти сантиметров, и это вполне укладывается в требования программы.
Новая технология позволит не только существенно удешевить разработку карт для роботокаров, но и повысит их актуальность. Обновления будут поступать каждый день, поэтому умная машина точно не пропустит недавно построенную эстакаду и не завезет вас в тупик. Больше информации о перспективном направлении мы сможем получить на CES-2016.
Благодаря этому спрос на «зеленые» автомобили год от года увеличивается. Но он растет слишком медленно: подавляющее большинство легковушек в обозримом будущем все равно будут продолжать чадить. Многие эксперты и аналитики пытаются угадать, когда же человечество сможет отказаться от сжигания нефтепродуктов. За несколько последних лет мы слышали разные прогнозы. К примеру, специалисты Bloomberg New Energy Finance считают, что в 2030 году электрокары займут почти четверть американского рынка новых автомобилей. В то же время в Royal Dutch Shell полагают, что транспорт на сжигаемом топливе может полностью исчезнуть с дорог к 2080 году (что в целом не противоречит выводам Bloomberg). На прошлой неделе своим прогнозом поделился еще один важный глобальный игрок — ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти).
В книге под названием World Oil Book содержится много увлекательной информации, но нас больше всего интересует ситуация в транспортной сфере. В целом ОПЕК положительно оценивает прогресс гибридных машин. В ближайшие десятилетия стоимость тяговых аккумуляторов может снизиться на 30-50 %, а их эксплуатационные характеристики при этом повысятся. Однако даже этого будет недостаточно, чтобы гибриды с возможностью внешней зарядки стали массовыми. Организация стран-экспортеров нефти считает, что потребуется научный прорыв в области батарей, чтобы инновационные легковушки стали более востребованными.
В целом прогноз ОПЕК содержит крайне консервативные оценки успешности электрических транспортных средств: к 2040 году лишь 6 % легковых автомобилей и 5,3 % коммерческого транспорта не будут сжигать топливо. Эти доли включают рынок электрокаров и машин с водородными топливными элементами. В то же время успешность гибридов никак не оценивалась, ведь они используют бензин и дизельное топливо наравне с традиционными моделями. Зато специалисты ОПЕК отметили возможность роста спроса на машины, работающие на сжиженном природном газе.
Чего еще было ожидать от организации, основным бизнесом которой является добыча и продажа нефти? Но попробуем мыслить трезво. До 2040 года осталось чуть больше 24 лет. Первое поколение Toyota Prius появилось в 1997 году, то есть почти 19 лет назад. А ведь с тех пор ситуация кардинально не изменилась: подавляющее большинство автомобилей не умеют ездить на электричестве.
Развитию электрических транспортных средств мешают не только высокие цены и неудовлетворительные характеристики тяговых аккумуляторов, но и слабая инфраструктура. Сегодня даже в развитых странах станции подзарядки встречаются довольно редко, что уж говорить о развивающихся. Еще хуже обстоит дело с пунктами, где доступно электричество высокого напряжения, с помощью которого можно существенно ускорить процесс зарядки. К примеру, Tesla Supercharger за полчаса обеспечивает седан Model S запасом энергии, которого будет достаточно для поездки протяженностью 272 километра. Стандартные электрические «заправки» с силой тока 30 и 40 А за тот же период времени предоставляют лишь 16 и 23 км соответственно. Теперь на рынке высокопроизводительных зарядных станций США появился еще один крупный игрок: BMW и Nissan решили объединить свои усилия.
Проект сотрудничества предусматривает строительство 120 новых станций в 19 штатах. На каждой точке будет доступно два пистолета, то есть одновременно можно заряжать максимум два автомобиля. Для сравнения: на Tesla Supercharger можно заезжать в среднем вшестером. Пункты раздачи постоянного тока оборудованы коннекторами CHAdeMO и CCS (Combo), поэтому любой владелец BMW i3 и Nissan Leaf сможет быстро накормить своего любимца. Японо-немецкий союз не будет пропагандировать дискриминацию, поэтому воспользоваться зарядкой будет под силу любому электрокару с совместимым разъемом. Карта будущих станций пока не опубликована, но она будет доступна в фирменных приложениях BMW i Remote и Nissan EZ-Charge для мобильных платформ.
Мощность каждого нового пункта составит 50 кВт. По данным «Теслы», ее «Суперчарджеры» выдают куда больше — 120 кВт. Однако даже при этом хетчбэки BMW i3 и Nissan Leaf можно будет зарядить до 80 % примерно за 20-30 минут.
⇡#Автомобильные технологии
Google не первый год занимается разработкой роботомобилей и широко освещает новые достижения своей команды. К примеру, за несколько последних лет мы узнали, по каким кварталам Маунтин-Вью (городок в Калифорнии, где расположена штаб-квартира поискового гиганта) умные машины уже могут перемещаться без какой-либо помощи со стороны людей. Также инженеры Google описывали основные проблемы и способы их решения. Еще в прошлом году системы автономного управления вполне неплохо справлялись с большинством задач.Из опубликованной ранее статистики было понятно, что за все годы тестов компьютеризированные машины попали лишь в пару незначительных ДТП, да и те произошли по вине окружающих водителей. Да, от Google поступило столько захватывающей информации, но ни разу не было ответа на самый главный вопрос: а что же дальше? Для кого старается американская компания и кто сможет воспользоваться ее разработками? Еще год назад был продемонстрирован первый полноценный прототип умного автомобиля Google, однако он больше напоминал приманку, созданную для отвлечения внимания. Все же в таком виде этот спичечный коробок на колесах не может поступить в производство, к тому же у Google нет опыта создания серийных машин. Эксперты не один год гадали, кто же станет партнером компании. Лишь на прошлой неделе наконец-то появилась первая информация на этот счет: производить беспилотные автомобили Google сможет Ford.
Пока ни одна из сторон не сделала каких-либо официальных заявлений, однако анонимный источник заявляет, что сейчас сделка перешла на этап торгов относительно условий контрактного производства. Иными словами, обе компании пришли к соглашению, осталось урегулировать лишь нюансы. Ожидается, что первый публичный анонс сделки может произойти четвертого января на выставке Consumer Electronics Show в Лос-Анджелесе.
Официальные представители Google и Ford не стали комментировать слухи. Сотрудники обеих компаний сослались на закрытость подобной информации, то есть не подтвердили предположения и не опровергли их. И тем не менее на этом фоне акции Ford Motor Company подросли примерно на 5 %, до $14,36 за ценную бумагу.
После появления этой интригующей информации не стали выглядеть совпадением и некоторые кадровые перестановки внутри Google. К примеру, бывший исполнительный директор и президент автопроизводителя Ford Motor Company Алан Малалли (Alan Mulally) всего через восемь дней после ухода с руководящей должности получил кресло в совете директоров Google. А в сентябре 2015 года отдел Google по разработке автопилота возглавил Джон Крафчик (John Krafcik). Тогда мы упомянули, что с 2008 по 2013 год он занимал пост исполнительного директора и президента Hyundai Motor America, а позже возглавлял онлайн-сервис TrueCar. Однако до этого он 14 лет посвятил компании Ford. В частности, он был главным инженером разработки внедорожника Ford Expedition.
Согласно трем инсайдерским источникам Yahoo Autos, в случае положительного завершения переговоров может быть создано совместное предприятие Google и Ford, которое будет юридически обособлено от второй компании. Вероятно, это необходимо для снижения рисков получения судебных исков на огромные суммы.
В январе текущего года новый президент и исполнительный директор Ford Марк Филдс (Mark Fields) представил стратегию развития Ford Smart Mobility, направленную на проработку новых бизнес-моделей в области автомобилестроения. В частности, эта программа затрагивала тему краткосрочной аренды автомобиля (carsharing). Ожидается, что этот сегмент расцветет с появлением роботокаров, которые можно будет вызвать в любом месте и взять напрокат в качестве такси без водителя. В интервью от 11 декабря Филдс отметил, что Ford Smart Mobility предусматривает вовсе не переход от старого бизнеса к новому, а расширение прежнего.
Издание Autonews подчеркивает, что топ-менеджеры Ford на протяжении всего текущего года намекали на формирование союза с Google, Apple или другим технологическим гигантом. В свете новой информации некоторые слова Марка Филдса воспринимаются иначе: «Дело не в том, какие вещи для нас станут ключевыми, но в том, кто станет нашим партнером. Я думаю, что мы не можем быть столь высокомерными, чтобы думать, будто мы собираемся сделать все самостоятельно и сделать это лучше тех компаний, который занимаются этим в режиме 24/7. Партнерство для нас действительно очень важно». Согласно нераскрытым источникам, переговоры между Ford и Google по поводу создания автономных транспортных средств были начаты еще в 2011 году.
При этом компания Ford уже не первый год занимается самостоятельной разработкой систем автопилотирования, причем в последний раз мы говорили об этом лишь на прошлой неделе. Тогда производитель объявил, что белые седаны Ford Fusion Hybrid с компьютерным управлением появятся на улицах Калифорнии в 2016 году.
На данный момент еще не известно, каким же будет автомобиль, созданный двумя компаниями. Возможно, это будет вполне обычная серийная модель Ford, на которую установят требуемое техническое оборудование. В этом случае Google сэкономит миллиарды долларов, ведь создание новой машины с нуля требует огромных затрат. Сегодня автопилот Google испытывается на автомобилях Toyota и Lexus. В то же время IT-гигант уже имел общие дела с Ford — тот самый забавный автомобиль Google был создан компанией Roush Industries, которая тесно связана с Ford Motor Company.
Поскольку пока известны не все детали сотрудничества, о выгоде Ford можно только догадываться. Как минимум производитель получит заказ на производство машин, что уже само по себе неплохо. Однако компания наверняка заинтересована в получении технических наработок Google в области роботокаров.
Вице-президент Ford по исследованиям и передовым разработкам Кен Вашингтон (Ken Washington) уверен, что полностью автономные машины появятся на дорогах в течение четырех лет. Некоторые другие автомобильные производители тоже предрекают появление в 2020 году транспортных средств, которые при определенных условиях смогут обходиться без человека, однако в некоторых ситуациях им все же потребуется помощь водителя. Возможно, Вашингтон специально использовал такую формулировку, чтобы привлечь внимание. Или он знает то, чего не знаем мы.
Вероятно, соглашение между Ford и Google, если оно все же будет подписано, окажет существенное влияние на развитие роботокаров и всей автомобильной отрасли. Сейчас сложно представить, какое именно преимущество получит первопроходец в этой отрасли, однако и затраты на разработку наверняка окажутся солидными. Все хорошо понимают, что создать автопилот совсем непросто, ведь крупнейшие компании мира уже как минимум несколько лет работают над этим. Однако у 26-летнего хакера из США ушел всего месяц на обучение вождению своего седана Acura ILX. История Джорджа Френсиса Хотца — младшего (George Francis Hotz Jr.) получилась поистине интригующей.
Вы можете знать Джорджа под другим именем — GeoHot. Этот никнейм уже не раз светился в мировой прессе. К примеру, в 2007 году он разблокировал первый iPhone для работы в любых сетях, а в 2010-м выпустил джейлбрейк для устройств с iOS 4.1 и взломал игровую консоль Sony PlayStation 3. За эти и многие другие заслуги его приняли на работу в Facebook и Google. На фоне этих достижений уже не удивляет, что он в одиночку построил роботокар всего за один месяц.
Джордж Хотц подробно рассказал о своем детище агентству Bloomberg. На крышу Acura ILX 2015 года он установил лазерный радар, а на лобовое стекло в районе зеркала заднего вида повесил камеру (всего их шесть, по 13 долларов за штуку). Место перчаточного ящика занимает деревянная панель с кучей разномастной электроники. Где-то в ней можно найти мини-ПК, работающий под управлением операционной системы Ubuntu Linux. Там же скрыт и GPS-навигатор. Селектор трансмиссии заменен рукоятью компьютерного джойстика, главной функцией которого является активация программы автопилотирования. Все остальное место занимает огромный дисплей — диагональю 21,5 дюйма — в альбомной ориентации. Хотц шутит, что в Tesla Model S используется экран скромнее — 17 дюймов.
Программный комплекс автопилота включает пару тысяч строк кода. Это совсем немного, если учесть, что решения конкурентов включают несколько сотен тысяч строк. К тому же Джордж Хотц уверяет, что его система обладает зачатками искусственного интеллекта: во время езды компьютер постоянно обучается.
По словам автора проекта, роботокар создан примерно для тех же условий, в которых сейчас работает Tesla Autopilot. Это означает, что подопытный японский седан способен двигаться по относительно свободным загородным трассам, однако напряженный поток в центре вызовет у него панику. При этом автомобиль не боится высоких скоростей. К примеру, во время теста компьютер вваливался в S-образный поворот при 104 км/ч. Журналист Bloomberg Эшли Вэнс (Ashlee Vance) признался, что в этот момент он начал молиться, однако Джордж Хотц был полностью уверен в своем творении. После едва не случившегося ДТП с внедорожником Вэнс спросил у хакера, какое чувство тот испытал, когда машина впервые поехала сама. «Первый раз, когда она заработала, был сегодня утром», — с улыбкой ответил Хотц.
Три года назад основатель и руководитель Tesla Motors Элон Маск (Elon Musk) приглашал Джорджа Хотца на работу в качестве эксперта по безопасности, однако тот отказался. Теперь Маск нелестно отозвался о новом проекте хакера. По мнению известного бизнесмена, даже небольшая компания не сможет за месяц разработать систему автопилотирования и интегрировать ее в электронику транспортного средства, что уж говорить об одном человеке.
Если Джорджу Хотцу действительно удалось научить свой автомобиль самостоятельно ездить всего за месяц, то этот парень — гений. Но невольно возникает вопрос: чем же столько лет занимаются крупные компании?
Вообще, неделя была удивительно богатой на новости, касающиеся машин с автономным управлением. Вот очередная из них: на популярной выставке CES 2016, которая пройдет в начале январе, Toyota собирается представить революционную технологию, которая позволит создавать точные карты для систем навигации. Ездить по ним придется уже не людям, а компьютерам.
Умные машины в обязательном порядке комплектуются видеокамерами, лазерными радарами и прочими сенсорами. С их помощью автомобиль может видеть окружающий его мир, распознавать препятствия, дорожные знаки и сигналы светофора. Однако без дополнительных подсказок компьютеру будет очень нелегко ориентироваться в пространстве. Именно поэтому все роботокары получат существенно более детализированные карты местности, нежели те, что заложены в вашем навигаторе. Сегодня для их создания используются технически сложные лазерные 3D-сканеры. Разработка электронного путеводителя — очень трудоемкий процесс, ведь требуется не только просканировать каждый клочок земли, но еще и обработать его вручную на компьютере. Инженеры Toyota предлагают машинам самим рисовать себе карты, причем для этого сгодятся уже выпущенные легковушки.
Для участия в проекте подойдет любой автомобиль, оборудованный обычной системой навигации и комплексом безопасности с использованием фронтальной камеры. Полученная от них информация будет отправляться в один из нескольких центров обработки данных. На ее основе с использованием специального алгоритма будут создаваться высокодетализированные карты, причем в полностью автоматизированном режиме.
Одним из минусов новой системы сбора данных может стать низкая точность. Все же у автомобилей камеры установлены не в одном и том же месте, к тому же обычные GPS-навигаторы дают солидную погрешность. Однако за счет большого количества участвующих в проекте машин эти недочеты можно будет нивелировать. По расчетам специалистов Toyota, максимальное отклонение не будет превышать пяти сантиметров, и это вполне укладывается в требования программы.
Новая технология позволит не только существенно удешевить разработку карт для роботокаров, но и повысит их актуальность. Обновления будут поступать каждый день, поэтому умная машина точно не пропустит недавно построенную эстакаду и не завезет вас в тупик. Больше информации о перспективном направлении мы сможем получить на CES-2016.
Комментариев нет:
Отправить комментарий